Биография    
 
 
 

Унежев К.Х.
Древние обитатели «Cтраны Насрен – Жаке».

Унежев К.Х.
Древние обитатели «Cтраны Насрен – Жаке».
Уникальна история рода человеческого. Нет в мире двух одинаковых этносов, как нет двух абсолютно одинаковых людей. В этом многообразии заключается его прелесть и уникальность. Сколько будет жить человек столько времени, он будет познавать себя. В этом его великом «походе» свое достойное и не самое беспроблемное место занимает проблема фамилий в истории каждого народа. К.А. Чхеидзе – бывший адъютант одного из лидеров кабардинского белого движения З. Даутокова – Серебрякова назвал Кавказ  «Страной Прометея», но с ним можно не согласиться, так как последний, т.е. Прометей был прикован к горам Кавказа, где до него уже «обитал» здесь Насрен-Жаке – Тхамада    древних нартов адыгов.  Даже в таком узком специфическом аспекте гуманитарной научной мысли «Страна Насрен-Жаке», т.е. Кавказ является  живой лабораторией. На сравнительно не большом географическом пространстве Кавказа с территорией менее 400 тыс. км2  сосредоточено гора народов и культур, где их количество превышает более полусотни. Недаром Кавказ еще называют «Страной гор и Горой народов». Лучше не придумаешь. Горцы не просто живут в этом благодатном районе нашей планеты, но идет интенсивный и непрерывный диалог их культур. Этот феномен мы видим наглядно  на примере фамилий. Особенно на Северном Кавказе мы часто встречаем немало фамилий, которые имеются в среде двух и более соседних народов нашего края. За примерами не приходится далеко ходить. Такие фамилии как: Созаевы, Бетрозовы, Бабаевы и другие часто встречаются у осетин и балкарцев. Много одинаковых фамилий у кабардинцев, осетин, ингушей и т.д. Например, осетинские фамилии Какоевы, Бетрозовы и другие есть среди кабардинцев. У последних мы встречаем такие ингушские фамилии как, Улиговы, Боровы, Богатыревы. Таким образом, на примере фамилий можно проследить многие аспекты контактов народов.
В этом плане, как было сказано выше, Кавказ является уникальным географическим пространством, где сосредоточены десятки народов.
Согласно наиболее распространенному мнению ученых, слово «Кавказ» связанно с хеттским «каз-каз» - названием народа, жившего в древности на южном берегу Черного моря. Именно в Малой Азии проживали хатты – одни из древнейших предков абхазо-адыгов. Впервые слово «Кавказ» встречается у древнегреческого драматурга Эсхила в трагедии «Прикованный Прометей».
Всю территорию Кавказа принято делить на Закавказье и Северный Кавказ. Именно здесь сосредоточена основная масса кавказских народов. Одной из их особенностей является то, что они малочисленны. В этом их сила и слабость. Северный Кавказ охватывает все Предкавказье и северный склон Большого Кавказа. Правда, его восточный отрезок относится к Азербайджану.
Другими словами, к Северному Кавказу относится Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабарда, Адыгея, Черкесия, Карачай, Балкария, южная часть Ростовской области, Краснодарский, Ставропольский края, частично, западная часть Калмыкии.
Одних автохтонных народов на Северном Кавказе проживают более сорока народов. К ним относятся и адыги (черкесы), которые занимали испокон веков самые плодородные и богатые флорой и фауной земли Северного Кавказа.
Одним из главных социальных институтов любого этноса является семья. Она основа каждого общества и выполняет важные социальные функции от детопроизводства до социализации каждой личности. Каждому этапу развития рода человеческого соответствовала своя форма семьи.
Одним из важных этапов ее развития является патриархальная семейная община. Она, по мнению Ф. Энгельса, представляет собой такой коллектив, который «охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе, одним двором, сообща обрабатывают свои
поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода» .
Возникнув еще в рамках родового строя, семенная община на Северном Кавказе продолжала существовать и в условиях феодализма.
Один из крупнейших этнографов XX столетия М. О. Косвен отмечал, что семейная община, или патриархальная семья, была основной ячейкой патриархально-родового строя. Она состояла из трех-четырех – иногда до семи, - поколений потомков нисходящих и боковых одного отца… Численность такой семейной общины доходило в старину до нескольких сот человек.
Патронимия являлась результатом естественного увеличения и разделения семейной общины. С дальнейшим развитием уровня производительных сил происходило разрастание этой общины. И она делилась, но так, что выделившиеся из нее меньшие семейные группы сохраняли между собой в некоторых отношениях и формах хозяйственное, общественное и идеологическое единство и образовали особенную родственную группу – патронимию, которая состояла из меньшего или большего числа отдельных, все же связанных между собой родственных семей, ведущих свое происхождение от одного общего предка, носящих общее патронимическое название и пр.
Патронимия у кабардинцев назывался «зэунэкъуэщ», «зэш-зэбын». Однако следует отметить, что в числе одной фамилии могут быть несколько патронимий, которые имеют разные предки. Это касается тех однофамильцев, которые не являются родственниками. Например, к ним можно отнести не малое количество кабардинских фамилий как: Кардановы, Шогеновы, Кушховы, Кодзоковы и др. даже в одном селе можно встретить из них, которые не являются родственниками и имеют разных предков – основателей того или другого рода.
Таким образом, следующей формой семейной организации была патронимия (от греч. partonymia – pater – отец + onyma = имя).
У различных народов Кавказа патронимия имеет свои особые, разнообразные наименования. Например, таковы: осетинское и картлинское – «от одного огня (очага) разошедшиеся», хевсурское – «из одного огня вышедшие», адыгское – «от одного огня разделившиеся», кумыкское – «отошедшие от одного очага», абхазское – «разделившие между собой дом». У ряда кавказских народов употребляется для обозначения патронимии большое число различных иноязычных терминов, обозначающих в соответствующих языках родственную группу вообще или патронимию в частности. Таковы иранские термины: тохум или тухум – «семья» (балкарцы, кумыки, аварцы, таты); арабские: тайфа или тайпа – «часть» (ногайцы, чеченцы, ингуши, кумыки, аварцы и др.)
У адыгов (черкесов) патронимия обозначался и своим специальным термином: у адыгейцев – «хабль», у кабардинцев – «лъэпкъ».1 (от слова «лъэ», «лъакъуэ» – нога, «пкъы» – скелет, основа, кость).
У кабардинцев слово «лъэпкъ» означает принадлежность семье, рода и нации. Т.е. когда они говорят, что принадлежат какому-то «лъэпкъ», они имеют в виду, что он принадлежит к какой-то нации, фамилии или семьи.
У кабардинцев кроме слова «лъэпкъ» есть еще «лъэпкъыцIэ» - «лъэпкъым и цIэ» (имя названия рода фамилий), «унэцIэ, или унагъуэцIэ», которым обозначают принадлежность к тому или иному роду. Слово «лъэпкъ» шире чем «унэцIэ или унагъуэцIэ», но как было сказано выше, словом «лъэпкъ» можно обозначать и фамилию. Например, часто можно услышать по-кабардински: «Хэтхэ я лъэпкъ мо щIалэр?» (из какой фамилии этот парень?). А если скажут: «Сыт лъэпкъ мо щIалэр?» тогда переводится следующим образом: «из какого народа(нации) этот парень?»
В развитии семьи любого этноса важную роль сыграл этап формирования той или иной фамилии. Выбор ее названия как правило, связан был одним из реальных или легендарных предков – отцов или принадлежности этого этноса к тому, или иному народу и других моментов, связанных с особенностями его жизнедеятельности. В этой связи Б.Х. Бгажноков отмечает, что имя клана – лъэпкъыцIэ восходит к имени или прозвищу реального или легендарного предка, выступая в качестве эпонима – слова, которое присоединяясь к личному имени человека, образует фамилию1. Названия многих адыгских фамилий заканчиваются на «къуэ» например, Бгъэжьнокъуэ, Болэтокъуэ и др. Суффикс «къуэ» означает, что он его сын.
Таким образом, каждая фамилия имеет свою историю и особенности ее формирования. Этот важный институт семьи возник на определенной стадии развития каждого рода. Одни фамилии древние, другие более молодые.
Унежевы являются одними из древнейших адыгских фамилий, которая уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Унэж (Унежев) переводится как «возрождающийся».
Эта фамилия, на наш взгляд, берет свое начало еще в эпоху нартского эпоса. В частности, в сказании «Как Малечипх была обручена и как ее нареченный женился на другой» мы читаем сдедующие строки: «… В ту же ночь в семье нарта Унаджа (Унэж – К.У.), жившего по соседству родился мальчик. Его назвали Унаджоко (Унэж и къуэ – сын Унэж –К.У.)»2. В этом же сказании отмечается, что семья Унэж была состоятельной. Об этом свидетельствуют и такие слова из этого же сказания: «Малеч и Жагиша (т.е. родители Малечипх -К.У.) жили бедно, а родители Унаджоко - побогаче».3 В связи со словом «Унаджоко» можно предположить, что другая кабардинская старинная фамилия Унэжокъуэ (Унажоковы) произошла от рода Унежевых – Унэдж (Унэж). В отличие от многих фамилий, члены которых не связаны кровнородственными узами, Унежевы почти все родственники и происходят от одного общего предка – Унэж.
Одним из основателей рода Унежевых, которые проживают в сел. Заюково Баксанского Района Кабардино-Балкарской Республики является Штаруко (Щтэрыкъуэ) Унежев.
Он обосновался в этом селе в годы Кавказской войны. На территории нынешнего селения Заюково или Атажукино I (Хьэтохъущыкъуей ипщэ) проживали люди еще с периода каменного века. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные археологами в различные периоды. Вот, в результате Кавказской войны в первой половине XIX века, царская администрация насильственно переселила их на это место, где уже давно проживали кабардинцы. У Штаруко было три брата: Дзэгъащтэ (Дзэгашта), Хьэхъужь (Хахуж), Хьэкъарэ (Хэкара). А их отца звали Мэкъуауэ (Макуао). Унежевы, которые проживают в Малой Кабарде произошли от Хьэхъужь (Хахуж) – одного из братьев Штаруко (Щтэрыкъуэ). Деда одного из этих четырех братьев звали Хэхъуэж (Хахож). Таким образом, родословное дерево Унежевых состоит следующим образом:
Хэхъуэж
v
Мэкъуауэ> Дзэгъащтэ
Хэхъужь
Хьэкъарэ
Щтэрыкъуэ

А родословное дерево Унежевых от Штаруко (Щтэрыкъуэ), которые проживают в сел. Заюково Баксанского района КБР, составленное Унежевым Хасаном Мусабовичем выглядит следующим образом: (Рис. 1).

 

 

Есть предположение, что Унежевы проживали в восточной части Кабарды в районе Прикаспийска, куда ее границы доходили в прошлом и были в тесных дружеских отношениях с Ахловыми и были дворянами. Один из братьев Щтэрыкъуэ (Штаруко) выбрал себе место жительство в сел. Кучмазукино и от него произошли Унежевы, которые проживают в г. Баксане.
Старожилы нашего рода часто рассказывали, что они поддерживали самые тесные братские отношения с Унежевыми, которые проживают в Черкесии. Они часто гостили неделями друг у друга, дарили подарки в виде отборных лошадей, крупного рогатого скота, оружия и много другого.
Штаруко Унежев был женат на абадзехке, которая прожила более 100 лет.  Таким образом, в жилах рода Унежевых по ее линии течет абадзехкая кровь.
Род Унежевых всегда и во все времена строго следовали всем законам Адыгэ хабзэ (адыгского этикета). Честь и совесть, чувство собственного достоинства, смелость и отвага были неотъемлемыми чертами их характера. Они никогда не изменяли однажды данному слову. Они отличались трудолюбием и добросовестностью. Одной из отличительных особенностью их характера была независимость и смелое суждение по любому вопросу. Они презирали лживых и коварных людей. Унежевы не только умели отстоять свои интересы, но были готовы ввязаться в смертельную схватку с любым человеком независимо от его статуса и важности, когда речь шла об их чести и достоинстве. При этом они никогда не позволяли никому ущемлять чьи-то интересы. Беззащитные всегда находили в их лице поддержку и помощь. При этом они в серьезных вопросах всегда были толерантны. Высоко чтили старших, заботливо и доброжелательно относились к младшим. В роду всегда царил культ женщин. От самой маленькой до самой пожилой женщины всегда пользовались уважением и почетом.
Унежевы особенно  трепетно соблюдали все принципы адыгского гостеприимства. Поэтому у нас всегда были не только кунаки из представителей соседних и дальних народов, казаков, но часто находили уют и покой в наших домах не мало путников с разных концов Кавказа. Чтобы наглядно себе представить, как Унежевы строго соблюдали законы адыгского гостеприимства и проявляли благородство и т.д., позволим себе привести в качестве примера несколько забавных эпизодов из биографий предка автора этих  строк. 
Этот случай произошел с Унежевым Штаруко, дедом моего отца. Однажды вечером к Штаруко пришли его друзья – наездники из очередного набега в лагерь русских. Он распорядился, чтобы их приняли по всем правилам адыгского гостеприимства, устроив застолье до утра. Его друзья – наездники обратили внимание на необычное поведение своего старого приятеля, который всегда отличался остроумием, веселым характером. И когда с упреком по поводу его необычного поведения стали высказывать свое недоумение, он распорядился вытащить медный таз из-под кровати. Оказалось, что накануне перед приездом, его друзей – наездников, в доме скончался ребенок. И чтобы встретить гостей как подобает адыгу, он велел спрятать труп ребенка под кровать и оказать приехавшим знаки внимания по правилам адыгского гостеприимства.
Восхищаясь поступком своего друга, наездники с сельчанами похоронили ребенка и, попрощались с Штаруко разъехались по домам.1
Или другой пример: как-то у одного из братьев того же Штаруко убили молодого сына при нападении на военный гарнизон в крае. Его друзья привезли труп молодого воина и солдата, который застрелил его. Когда старому черкесу сказали, что взяли в плен, поразившего его сына, он распорядился отвести его к старому дубу, который стоял на краю села, накормили, напоили и держали его там, пока не похоронит своего сына. На следующий день он пришел к старому дубу, где держали молодого солдата. Он его спросил при бегстве или при нападении он застрелил его сына. Умер ли он с оружием в руках? Молодой солдат ответил честно, не скрывая ничего: «Он летел на меня на своем скакуне с обнаженным кинжалом, и я выстрелил из ружья, и он упал с лошади. Когда я подошел к нему добивать его, он протягивал свою правую руку к кинжалу, который лежал в двух метрах от него. Я поднял кинжал, вложил его рукоять в руку вашего сына и так он скончался». Затем старик спросил: «А есть ли у тебя братья или сестры?» Он ответил, что у нет сестер, но был брат, его убили в горах. «А мать?» - задал последний вопрос седобородый старик. «Да» - ответил солдат. Затем сделав паузу, посмотрев в сторону села, где только он похоронил сына сказал: «Во-первых, адыги пленных и безоружных не убивают, и рабом я не хочу держать тебя в доме, где живет мать покойного сына. Во-вторых, мы и женщин не убиваем. Твоя смерть для меня ничего не значила бы. Но этим убийством я бы убил беззащитную, бедную твою мать». Потом стирая холодные слезы со своего лица, распорядился отвести его до опушки леса и отпустить. Так поступили молодые люди, которые держали его.
Унежевых тоже не обошли стороной те драматические  события на Северном Кавказе в годы Кавказской войны и в последующие эпохи нашей истории. Одним из трагических эпизодов является «великий исход» адыгов, который был осуществлен в конце XIX века, когда огромное число адыгов, в том числе и рода Унежевых, оказалось на чужбине. Многие мои предки покинули их вечное обиталище «Страну Насрен-Жаке» т.е. благодатный Кавказ.
Однако следует отметить, что при всей противоречивости и во многом драматической истории большевизма, именно он приостановил физическое уничтожение или изгнание из родных земель наших предков. Именно благодаря советскому строю и национальной политике большевистской партии, малочисленные народы бывшей Российской империи, затем СССР, получили реальные возможности своего возрождения. Мы получили свою, пусть и урезанную, но свою национальную государственность, создана национальная интеллигенция, широкая сеть научных, культурно-просветительских учреждений  и учебных заведений.
Однако и те нарушения прав и свобод граждан и все остальные отклонения от объективного хода истории, которые имели место в нашей стране, в том числе насильственная коллективизация сельского хозяйства, где люди «без сохи и лошади» стали наравне с теми, кто веками своим кропотливым и неустанным трудом создал богатство. Унежевы имели скот и другое богатство, жили самодостаточно, но  годы конца 20-начала 30-х гг. внесли свои «коррективы» и в их жизнь. Если взять, к примеру, Унежевы, которые проживают в сел. Заюково, то можно отметить, что они растили хлеб и разводили скот. О размахе их трудолюбия и, мягко говоря, безбедного существования можно судить, что до сих пор одним из известных топонимических названий нашего села является, наряду с «Аргъеикъуэ», «Афэбг», «Мышокъуэ» и т.д. и «Бжэнчэт», которое появилось благодаря Унежевым. Дело в том, что это слово переводится как «бжэн» - коза и «чэт»- кош - кошара. Именно здесь свой скот держали Унежевы и, у них было много коз. Поэтому навсегда закрепилось за этой местностью это название.
         Во все времена здесь находилось одна из колхозных овцеферм, до тех пор пока это строение не приобрел в собственность один из талантливых фермеров села Азик Нургалиевич Токмаков.
Но говоря о минимальных «издержках» у рода Унежевых во время коллективизации, не могу не упомянуть об одном из эпизодов куначеских связей моего рода с казаками. Дело в том, что Унежевы имели кунаков из «Псыхуабэ», т.е. Пятигорска. Род Унежевых имел в качестве своего кунака семью строителя-инженера. Вот этот инженер, при очередном посещении его семьи братьями Унежевыми, он сообщил под строжайшим секретом, что в скором будущем объявят все земли и скот общими… И посоветовал как можно быстрее «избавится» от скота. Так  предупредил их кунак-казак и благодаря ему не малое количество этого богатства успели продать в том же Пятигорске и других рынках края.
Годы Великой Отечественной войны стали настоящим испытанием для миллионов граждан нашей страны, в том числе и для Кабардино-Балкарии. На фронт ушло почти все дееспособное мужское население. Не стал исключением в этом плане и наш род. К великому сожалению многие не вернулись домой.
Одних только жителей сел. Заюково погибло на войне около шестисот человек, в том числе десяти  человек из рода Унежевых. Вот их имена:


 

Год рождения

Погиб

1.

Унежев Бекал Айтекович

1910

1942

2.

Унежев Ибрагим Айтекович

1906

1941

3.

Унежев Мурзабек Хапагович

1910

1942

4.

Унежев Назир Абдулахович

1906

1942

5.

Унежев Умар Хажбатырович

1906

1943

6.

Унежев Фица Хамадович

1914

1942

7.

Унежев Хабас Хамадович

1910

1942

8.

Унежев Муса Маремович

1903

19421

9.

Унежев Амирби Ахмедович

1904

1942

10.

Унежев Хабас Ахмедович

1906

1942

         
         Многие представители моего рода храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны и, к великому счастью, вернулись домой. Об их всех подвигах нет возможности писать, но все же хочется ознакомить читателя с некоторыми из эпизодов их ратного подвига, который был проявлен на трудных дорогах войны. В этом плане приведем два примера из военной биографии Науруза Унежева и второй из самых трудных дней во время войны моего отца Унежева Хаждаута на Малой Земле. Храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Науруз Ахмедович Унежев. Трудным и долгим был его фронтовой путь. Великая Отечественная война застала Науруза Унежева в гор. Буск Львовской области УССР, где он проходил действительную военную службу. С первых дней войны он боролся с врагом, как сотни тысяч наших солдат и офицеров. В начале апреля 1945 г. шли кровопролитные бои юго-западнее озера Балатон, в центре нефтяной промышленности Венгрии гор. Надьканиже – важном узле дорог, превращенном гитлеровцами в укрепленный опорный пункт.
Группа наших солдат оказалась в окружении, без боеприпасов. Нужны были добровольцы, которые могли бы пройти к окруженным и срочно доставить боеприпасы. Минуты решали все… «Разрешите мне, товарищ старший лейтенант», – обратился к командиру гвардии сержант Н. Унежев. Старший лейтенант усталым взглядом посмотрел на Науруза, подошел к нему, положил руку на его плечо и сказал: «Разрешаю! Желаю удачи!» Задача была нелегкая. Нужно было не только доставить боеприпасы, но и дать возможность окруженным вырваться из вражеского кольца. К тому месту, где находились его боевые друзья, был лишь один проход – через небольшую высоту, которая зорко охранялась немецким снайпером. Науруз с боеприпасами подполз к высоте. Выставляя из укрытия то солдатскую пилотку, то фуфайку, вызывал на себя огонь снайпера, пытаясь определить, откуда тот ведет огонь.
«В какой-то момент меня словно кто-то вытолкнул из укрытия,– вспоминал он.– Я в считанные секунды преодолел высоту и покатился вниз, волоча за собой ящик с боеприпасами. И вот встреча: ребята приняли меня в окоп. Я раздал патроны, и мы без особых потерь вышли из окружения».
Гвардии сержант Н. Унежев за мужество и находчивость, проявленные при выполнении этого задания, был награжден орденом Славы III степени.
Н. Унежев трижды был ранен и один раз контужен. Но неизменно возвращался на фронт. Он демобилизовался лишь в мае 1946 г. Не вернулись с фронта его родные братья Амирби и Хабас Унежевы, павшие смертью героев. Таких примеров в годы Великой Отечественной войны было сотни тысяч1.
Многие другие представители рода Унежевых принимали активное участие  в смертельной схватке советского народа с фашизмом. Они, как миллионы наших людей, отважно сражались на различных фронтах Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. Как было отмечено выше, Хаждаут Маремович воевал с фашистами в составе морской пехоты 18 десантной армии под командованием Константина Николаевича Леселидзе под Новороссийском.
Общеизвестно, какое стратегическое значение имела Малая земля под Новороссийском, территория которой составляла всего 30 кв.км. О значении этого плацдарма говорит тот факт, что на нем постоянно находилось от 12 до 15 тыс. советских воинов и удерживали его от немцев. И эту Малую землю удерживали 225 дней. Другого выхода не было, потому что путь к освобождению Тамани и Крыма лежал именно в Новороссийске.
Вот в этом самом горячем районе воевал Унежев Хаждаут Маремович. Он не был офицером и командиром, был простым солдатом. Но, как известно, основную тяжесть любой войны выносят рядовые солдаты. Он был одним из таких воинов. Мы здесь не собираемся описывать весь боевой путь солдата Унежева Х.М. Просто хочу рассказать об одном маленьком эпизоде из его боевой биографии, о котором он рассказал мне за несколько месяцев до его ухода в иной мир.
Советские солдаты даже в самые критические минуты этой страшной войны не теряли чувства благородства к людям, даже к своим врагам. В этом плане наглядный пример одного эпизода боевого пути Х. Унежева.
Мой отец рассказывал, что в апреле 1943г. под Новороссийском разгорелась настоящая драма. Наши солдаты защищали каждую пядь земли, весь район был превращен в театр военных действий. Немецкие войска приложили неимоверные усилия, чтобы закрепиться в этом важном стратегическом плацдарме. Бои проходили днем и ночью. Над землей висели «фонари»- осветительные ракеты, которые сбрасывались с немецких самолетов. Вся территория освещалась и прожекторами, и мы дрались с немцами под грохот разрывающихся бомб, которых не сосчитать. Именно в таких критических ситуациях человек проявляет свою настоящую суть. В такие моменты познаешь - кто храбр или малодушен, кто не потерял еще свое человеческое лицо. В связи с этим, мне больше запомнились с этой стороны сибиряки. Они не только храбро сражались и были выносливыми, но в любую минуту готовы были прийти на помощь своему боевому товарищу, рискуя собственной жизнью. (Таким был сибиряк по имени Василий, к сожалению, не помню его фамилию, она трудно произносилась). Да, почти все были на войне надежными друзьями и храбрыми воинами. Потому что мы все знали, что защищаем свой родной очаг, дом своих близких и родных. На этой войне я убедился в одном: можно уничтожить города, поселки, танки, самолеты, лишить человека жизни, но его дух, его отвагу невозможно уничтожить, особенно если он убежден что его дело правое. А у нас, советских людей была только одна правда – защищать свою родину, своих людей. И в этом общем деле мы никогда не делили людей по национальности, по религиозной принадлежности или другим соображениям. Мы были едины, нас объединяла одна наша Родина.
Что касается смелости и выносливости солдата, на мой взгляд, больше всего познаешь в минуты сражения, в особенности при рукопашном бое. Мы часто сходились с немцами в подобных схватках и, как правило, выживал сильнейший. Вот почему нужна огромная работа по физическому и военному воспитанию молодежи. У адыгов, да и у всех народов мира, есть целая система такой подготовки, которая выработана народом веками и выдержала проверку временем. При рукопашном бое есть негласный и неприкосновенный закон: ни в коем случае не стрелять в противника, но  можно было пускать в ход холодное оружие, приклад винтовки или автомата. И при таких равных условиях борьбы выживал конечно более подготовленный физически и выносливый. Далее отец сделал паузу и продолжил свой рассказ: « Последние месяцы войны до моего ранения я был снайпером. Многие думают, что на войне быть снайпером почетно и легко. Стреляй из укрытия в человека, который тебя не ждет, и этим все кончено. Но скажу, что эта «профессия» одна из самых опасных и тонких. Во-первых, здесь недостаточно быть хорошим стрелком, кроме этого снайпер должен иметь очень крепкие нервы, быть предельно внимательным и терпеливым. Во-вторых, снайпер всегда должен знать, что часто необходимо менять место дислокации, иногда приходилось сутками сидеть на одном месте и ждать «клиентов», при этом надо было учесть, что и тебя преследуют и охотится за тобой не хуже подготовленный и не менее хитрый снайпер. Вот шла борьба умов, терпения и меткости стрельбы.
После очередной смены места дислокации я просидел там неподвижно  сутки и рано утром вижу, как вышел из укрытия совсем молоденький немецкий солдат с котелком спускается к реке за водой. Я спокойно прицелился и смотрю, он совершенно молоденький, видимо его недавно призвали в армию. В этот миг я вспомнил все – мое родное село, бурную жизнь нашей молодежи, представил себе мысленно своих детей (тогда дома остались три сына и одна дочь). В этот момент недалеко от меня сидел в засаде такой же снайпер мой друг Василий из Сибири. Я ему подал сигнал пальцем и выстрелил выше головы этого молодого немца в ветку дерева, под которым он стоял, и ветка упала перед его ногами. Он так испугался, что бросил котелок в сторону и побежал обратно в укрытие. Так я «промахнулся» и не смог убить этого солдата. Почему-то я представил себе на его месте своих детей, мальчишек нашего села, подумал, что Бог рассудит всех…
Когда мы встретились с Василием, он был не многословен и сказал, что также поступил бы сам, но предупредил, чтобы эта тайна осталась между нами. Конечно, он мог бы донести об этом куда следует, и эта «ошибка» стоила бы мне жизни. Спустя несколько дней очередной раз мне подобрали место дислокации, обеспечили необходимыми боевыми припасами, сухим пайком и я опять засел на неопределенный срок.
Ночь заканчивалась, уже более десяти часов я сидел неподвижно, ни малейшего шороха. Место, где я лежал было отвратительное, оно было болотистое, было холодно, и я один раз проявил за все время войны нетерпение и закурил. Через миг  как я зажег зажигалку, я услышал выстрел в мою сторону. Оказывается немецкий снайпер меня «пас». Я сразу не почувствовал боли, но когда внимательнее посмотрел, было сквозное ранение в ногу. Быстро перевязал и стал ждать пока стемнеет и придут за мной. Этот день был самым длинным в моей жизни, - вспоминал мой отец. Днем в этом районе нельзя было даже поднять голову, сразу снесли бы ее. Так я пролежал там почти сутки, и вечером когда можно было ползти, явились за мной два солдата. Один из них был снайпер Василий. Позже он признался, что они пришли за моим трупом. Но жизнь распорядилась иначе. После этого более шести месяцев Хаждаут Унежев лечился в различных военных госпиталях и его комиссовали. Так он закончил свой боевой путь день из которого длился больше года и «промахнулся» снайпер Унежев Х.М. и «ушел» от него немецкий солдат.
Может в этом одном из эпизодов его военной биографии, о котором он  рассказал, заложена вся его человеческая суть: суть человека, который всегда любил жизнь и людей? Светлая память ему и моей матери, которая всегда была для него и для нас опорой1.
Мой род внес достойный вклад в дело восстановления народного хозяйства после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в последующие годы трудились Унежевы честно и добросовестно. Среди них есть не мало заслуженных людей во всех сферах нашей жизни. Мой родной брат Унежев Чамал Хаждаутович был одним из первых механизаторов колхоза сел. Заюково. Из года в год он показывал высокие результаты в сельскохозяйственном производстве. Государство неоднократно поощряло его различными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1973 года был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Был депутатом сельского и районного Советов нескольких созывов.
Далеко за пределами Терского района было известно имя председателя колхоза сел. Нижний Курп  Хусена Унежева.
Представители рода Унежевых внесли достойный вклад в развитие науки, образования, спорта. Около пятидесяти лет работает в КБГУ им Х.М. Бербекова  кандидат физико-математических наук, доцент, заслуженный работник Высшего профессионального образования РФ, один из ведущих физиков республики Билял Худович Унежев. Он, как большой энциклопедист, занимается, кроме физики, историей, культурой и филологией. Билял Унежев глубоко разбирается в народных традициях и обычаях и строго соблюдает их в повседневной жизни. Имена многих его учеников – физиков и математиков известны далеко за пределами нашей родины.
Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Унежев Хасан Мусабович проработал в ВУЗе около тридцати лет. Он был деканом, проректором Кабардино-Балкарской сельскохозяйственной академии им. В.М. Кокова.
Значительных успехов достигла молодежь нашего рода в спорте и физической культуре. Среди них есть чемпионы Мира, Европы, России и т.д.
В частности, Рустам Унежев чемпион мира по восточному единоборству (ашихара – каратэ), бронзовый призер чемпионата Европы, занял первое место в чемпионате Сборная России против Сборной Мира.
Артур Унежев по восточному единоборству стал чемпионом России и серебряным призером Кубка мира.
Аскер Унежев стал чемпионом мира, чемпионом России по восточному единоборству «бои без правил».
Есть не мало талантливых молодых людей из нашего рода, которые с золотой медалью закончили школу и с отличием – ВУЗы.
Таким образом, старинный род Унежевых во все века ценили жизнь и людей, трудились на благо своего народа, храбро защищали свой очаг, свою землю. Они знали цену таким общечеловеческим понятиям как честь, достоинство. Они всегда были открыты и доброжелательны, толерантны и вместе с тем нетерпимы к лживым и коварным. Они всегда видели в каждом человеке человека.
Страна «Насрен - Жаке» была их вечным обиталищем и ею они больше всего дорожили и всегда ее воспевали. Да простят меня профессионалы художественного слова, что я вторгаюсь в их «поле» творчества, но я позволю закончить данную статью строками собственного сочинения:
Из века в век, в дни тяжких испытаний,
И в дни, когда в домах гостила радость,
Слова души моих далеких предков
Стремились к небу искренней молитвой:
«О Тхьэшхуэ, ты – Великий Бог адыгов,
Твоя обитель вечная над нами –
Чистейшие вершины Iуащхьэмахуэ.
Ты даришь смертным людям дни и ночи,
И зиму посылаешь им, и лето,
Поддерживаешь счастьем и весельем,
Испытываешь горем и печалью.
Ты раскрываешь грешников деянья,
Что промышляют ложью и обманом.
Ты праведным даешь дорогу к правде,
Творящим благо – мудрые советы.
И Псатхьэ призываем мы, и Щыблэ,
ЗекIуэтхьэ и Емыш, тебе в подмогу –
Все боги – покровители адыгов.
Спаси же небо, сохрани нам землю,
И горы, и моря, сады и пашни,
Стада и злаки, и очаг домашний.
Умножь и укрепи твоих потомков,
Живущих у подножья Iуащхьэмахуэ».

 

 

Литература:

1. Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 21.
2.  М.О. Косвен. Семейная община и патронимия. М., 1963.
3.  К.Х. Унежев. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.
4. Б.Х. Бгажноков. Социальная организация семьи. Нальчик, 2010.
5. Нарты. М., 1957.
6. К.Х. Унежев. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
7. К.Х. Унежев. История Кабардино-Балкарской республики. Нальчик, 2009.
8.  М.С. Кушхов. Портрет Заюково в миниатюре. Нальчик, 2004.
9. К.Х. Унежев. Снайпер, который однажды «промахнулся». // Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 2010.


1 К.Х Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003. С. 360-361.

1 М.С. Кушхов. Портрет Заюково в миниатюре. Нальчик, 2004. С. 220.

1К.Х. Унежев. История Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик, 2009. С. 342-343.

1 К.Х. Унежев. Снайпер, который однажды «промахнулся». // Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 2010, №4. С. 111-114.

 

 

 

 

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz