Биография    
 
 

Ставка на люмпен – дорога к хаосу и беззаконию
Прошло около шести месяцев с тех пор, как меня избрали тхамадой Адыгэ Хасэ – самой массовой общественно-политической организации не только кабардинского народа, но и в целом Кабардино-Балкарии. Подводить серьезные итоги работы за короткий срок в таком массовом движении, как Адыгэ Хасэ, еще рано, но все же, считаю своим долгом перед тем народом, который представляет Хасэ, высказать некоторые свои личные суждения о нашей деятельности, показать, с какими трудностями мы встретились сразу же, после моего избрания на должность тхамады.
О них следует поговорить, ибо они носят принципиальный характер. Словом, нужен непредвзятый взгляд изнутри на это движение. Ни для кого не секрет что без глубокого объективного анализа социально-политических процессов, которые происходят в любом обществе, невозможно строить более-менее серьезные планы на ближайшее будущее. Особенно такой взвешенный анализ деятельности пройденного пути и современного состояния необходимо сделать для нашего национально-демократического движения, которое представлено, прежде всего, Адыгэ Хасэ и Конгрессом кабардинского народа, которые призваны были возродить нашу нравственность, нашу самобытную жизнь, наш образ мышления и т.д. Такой анализ состояния нашего национального движения необходим и потому, что, к сожалению, за последнее время  наблюдается нездоровая тенденция раскола кабардинского народа, идет скрытая, а порой явная борьба внутри него. Вот чтобы преодолеть этот раскол и строить реальные планы возрождения народа необходим этот разговор.
Хаса – древнейший институт адыгской демократии, возраст которой насчитывает не одно тысячелетие. Она возобновила свою деятельность, как читатели помнят, в условиях перестройки, когда наблюдался невиданный подъем общедемократического движения в целом по всему бывшему СССР, в том числе и в нашей республике. Хаса во многом способствовала пробуждению национального самосознания кабардинского народа. И никто не подвергает сомнению, что в этом плане неоценимую услугу оказали своему народу те, которые стояли у истоков современной Хасы. Она явилась не только первым возмутителем спокойствия, но и объяснила своему народу, что творили с ним, куда ведет его тоталитарный режим, как спасти народ и т.д. Вокруг Хасы объединились все те, кто мало-мальски видел происходящее в нашем обществе, кто не был доволен порядками, существовавшими пять-шесть десятков лет. Она во многом способствовала невиданному росту национального самосознания кабардинского народа, переосмыслению многих эпизодов нашей зачастую драматической истории и идеологических стереотипов. Словом, когда все, что мешало дальнейшему развитию общества, рушилось, Хаса вышла опять на историческую арену и помогла народу в осознании своего положения. Лозунги патриотизма звучали повсеместно, и Хаса под этими лозунгами объединила многие сотни тысяч адыгов. В этих условиях на историческую арену вышли и многие личности, которые оставались незамеченными ни своим народом, тем более властными структурами. Среди них много честных и одаренных людей, до конца преданных своему народу и не жаждущих власти. Во многом рискуя своим положением в обществе, они до сих пор борются за торжество свободы своего народа, его свободомыслия. Они не только всегда добросовестно выполняли свои функциональные обязанности, но и пользовались большим уважением среди коллег, и сами, и их семьи нравственно чисты. Словом, у многих из них нет никаких «хвостов», «черных пятен» в биографии.
Но к великому нашему огорчению, напряду с честными, высоконравственными людьми в таких больших социально-политических потрясениях в истории любого общества трибуны народа захватывают не самые, мягко говоря, достойные люди. В таких критических ситуациях первой и самой неуправляемой социальной силой выступают обездоленные, низшие слои общества, в том числе криминальные его слои. На фоне разбуженного общества его лидерами зачастую выступают личности, в прошлом обиженные, несостоявшиеся руководители, личности с сомнительной биографией. Они, главным образом, делают ставку в своей критике существующих порядков именно на те самые низшие слои, которые так и не смогли найти своего применения в обществе. Именно их можно легче и быстрее всего поднять на штурм устоев государства, именно их можно повести куда угодно. Такими  методами большевики подняли беднейшие слои общества на штурм Российского государства. Именно с его помощью люмпенов они ввергли свой народ в беспощадное кровопролитие, где фактически уничтожен цвет общества. Именно с его помощью они вызвали хаос в нем и всеобщее беззаконие. Этим лидерам чужды такие понятия, как добропорядочность, чувство долга, совести, национальное и гражданское согласие. Как и у большевиков  у них одна философия: « Чем хуже - тем лучше», и всегда они делают ставку на «кухарок».
С первых дней нашей работы в Хасе я стал ощущать, что мои оппоненты делают ставку на люмпенизированные элементы. Они отвергают любые альтернативные взгляды, у них всегда отсутствует опора на здравый смысл. Поэтому они встречают в штыки интеллектуальную чистоплотность, элементарную порядочность.
Не общепризнанное ли Адыгэ Хабзэ предполагает всегда, что прежде чем учить другого нравственности, надо быть самому нравственным?
Вместо того чтобы сделать Хасу главной стабилизирующей силой общества, они превращают ее в инструмент достижения корыстных целей отдельных коррумпированных группировок, кланов. Они очень умело используют индифферентность основной массы интеллигенции нации.
Поэтому они несут в себе только деструктивное начало и экстремизм. Перед люмпенизированными слоями общества они создают свой собственный имидж настоящих патриотов, добропорядочных людей, пользуясь тем, что в кругах недовольной части общества это, в принципе несложно. На самом же деле за их душой, кроме агрессивных начал, ничего нет. Это ущербные слои общества. Ярким подтверждением тому, что они не приемлют ничего конструктивного, является их массированная атака на наши стремления сделать ставку на интеллектуальные, здоровые силы нации, наше стремление консолидировать народ вокруг идеи национального, этнического, демографического и культурного возрождения нации.
Сколько труда нам стоило, чтобы мы могли приобщить к нашей деятельности специалистов народного хозяйства, творческих работников, молодежь, всех тех, кто хочет мира и согласия в нашем доме! Вообще у некоторых деятелей нашего национального движения глубокое убеждение, что именно им, дано право критиковать кого угодно и когда угодно. Они не могут себе представить, что и их можно критиковать, не утруждая себя мыслью, что отдельные их убеждения и призывы, а часто и принимаемые решения, вступают в серьезное противоречие с существующим законодательством.
Мы уже имеем достаточный опыт в лице большевистского тоталитаризма, когда лжекоммунисты обвиняли во всех грехах всякого, кто мало-мальски подвергал сомнению его деяния, мы имеем достаточно примеров, когда они достигали всеобщего одобрения их деятельности. Свежо в нашей памяти, как они расправлялись со всеми, кто думал иначе, чем они. Похоже, эти печальные примеры ничему не научили тех, кто больше всего выступает против большевистского тоталитаризма.
Словом, в нашем национальном движении есть определенные круги, которые приложили свою руку к расколу не только кабардинского народа в целом, но и самого нашего движения. Эту группу можно назвать только небольшевиками. Нельзя строить демократическое общество только на конфронтации и одной огульной критики существующих порядков. Нужно уметь, переступив через критиканство, и сделать что-либо полезное для народа, от имени которого выступаешь. 
Эти деятели не учитывают, что и наше движение переживает очередной этап, как и само общество, и демократические процессы. Если год-полтора тому назад упор делался больше на митинговую, уличную демократию, то это время прошло. Сейчас нужна кропотливая интеллектуальная борьба за торжество демократии. Сейчас необходимо максимально сотрудничать с властными структурами. У нас в обществе скопилось столько проблем. Что, дай Бог, решить их сообща, а не раздельно с существующими органами власти. Опыт многих бывших республик, особенно прибалтийских, показывает чего можно достичь, если действовать сообща. Все ли мы делаем в этом плане? Далеко нет. Я не знаю такого народа в нашей республике, который настолько расколот, как мой многострадальный народ. Расколота интеллигенция, расколоты представители властных  структур, расколота молодежь, расколото национальное движение. Самому народу следовало бы разобраться, кто в большей степени приложил руку к этому трагическому явлению.
О людях судят по их конкретным делам, а не по словам и призывам на митингах. Помним мы эти митинги, но чего добились – тоже знаем.
Вообще я глубоко убеждена, что если бы Хаса всегда осуществляло свою деятельность последовательно и с учетом времени реальной расстановки сил в обществе и решала политические задачи своевременно, не было бы необходимости создания Конгресса кабардинского народа. Его создание – это прямой результат недееспособности Хасы, к чему привели ее отдельные лидеры. Она своевременно не перестроила свою деятельность, действовала прямолинейно, конфронтационно и поэтому потеряла и свою социальную базу. О том, какую социальную базу имеет наше национальное движение, красноречиво показал митинг у Дома Советов по поводу трагедии в Абхазии.
Мы тогда смогли собрать несколько десятков людей. А о том, какое влияние имеют на общество властные структуры, показал уже другой многотысячный митинг на площади республиканского стадиона, организованный правительством республики. Так вот, надо учитывать реальную расстановку сил и попытаться договориться со всеми структурами  власти решать сообща общие проблемы.
Я далек от мысли, что нет недостатков в деятельности властных структур и не нужна критика в их адрес. Но я за критику конструктивную, которая приведет общество к гражданскому согласию.
Нужно подчеркнуть и то, что на протяжении многих месяцев мы фактически не даем спокойно работать властным структурам и слишком сознательно или неосознанно увлекаемся  их критикой. Если будем действовать такими методами, мы можем прийти только к хаосу и беззаконию.
Мы фактически не хотим, не только сотрудничать с властными структурами, но и упорно не хотим замечать их положительную деятельность. Разве это дело? Разве не пора, осознав свое положение общественной организации, предложить, как и подобает, конструктивное сотрудничество?
Ярким подтверждением тому является позиция некоторых лидеров национального движения и деятельности руководства республики в организации помощи Абхазии. Кто из руководителей нашей страны первым направил официальную делегацию, чтобы изучить ситуацию и склонить воюющие стороны к переговорам? Кто собрал руководителей северокавказских республик, областей, краев для выработки согласованных действий мирного урегулирования этого конфликта? Кто отправил и отправляет десятки тонн продовольствия и медикаментов на миллионы рублей в Абхазию? Не руководство ли нашей республики?  Все же конструктивные решения были приняты, хотя слишком поздно собралась сессия Верховного Совета КБР. Да, не всегда были оперативными действия некоторых руководителей в оказании гуманитарной помощи братскому абхазскому народу. Но надо быть объективным и нельзя не видеть и то хорошее, что делается твоими оппонентами.
Некоторые судят о нашей работе так: если на улицах не строим баррикады, не перекрываем госдороги, то якобы не работаем. Это не так. С первого заседания большой Хасы мы тщательно, на профессиональном уровне готовим вопросы и обсуждаем их. Пример тому – наши мероприятия. Это обсуждение деятельности средств массовой информации, это регулярные встречи с представителями интеллигенции по самым актуальным проблемам современности, это большая встреча работников научной и творческой интеллигенции с коллективом комбината «Дружба» по проблемам возрождения наших традиций и обычаев, это встреча со старейшинами Терского района по проблемам религии и нравственности, это встречи со студенческой молодежью и т.д. Мы не говорим здесь, как решали с властными структурами кадровые проблемы. Мы здесь не говорили о том, как ежедневно решали самые разнообразные вопросы по обращениям граждан.
Да многое мы не успеваем, но надо учитывать и то, что мы работаем всего-навсего полгода. За это время постарались создать отделения Хасы в каждом населенном пункте. За этот же период мы держим постоянно в поле зрения проблемы демографии в республике. В частности самым тщательным образом изучили вопрос выполнения властными структурами известного постановления Верховного Совета КБР от 30 августа 1990 года о временной приостановке прописки в республике. По этим проблемам мы находимся в постоянном контакте с властными структурами.
Таким образом, речь идет не о каких- то  второстепенных разногласиях в нашем движении, а о наших подходах к решению проблем. У нас разногласия принципиального характера. Я не приемлю метода угроз, граничащих с нарушением законности. И именно поэтому я всегда подвергаюсь унизительной критике тех, кому не нравится спокойная, цивилизованная форма работы.
Самое печальное и то, что все болезни Хасы перенесены и в деятельность Конгресса кабардинского народа, и не всегда народ понимает их последствия. И здесь аналогичные недостатки. Поэтому, глубоко извиняясь перед теми, кто мне поверил и избрал в Конгресс и в Хасу, из-за принципиальных разногласий с некоторыми деятелями, которые признают только уличную, митинговую демократию, признают только конфронтацию, я выхожу из Конгресса и покидаю пост тхамады Адыгэ Хасэ. Теперь, когда эйфория демократии, в принципе, уже прошла и стало ясно, что для истинного торжества демократии нужно много и упорно работать и прежде всего над собой, стало ясно, что прежними, силовыми методами действовать нельзя. Митинговая демократия, конфронтационная  направленность деятельности некоторых представителей нынешнего национально-демократического движения – это, прямо скажем, не что иное, как стремление захвата власти. А я это не приемлю.
И наконец, я все же верю, что Хасэ не будет карманной Хасой отдельных группировок, и все-таки в это движение придет побольше  здоровых сил нации. Я родился в этой республике, хочу жить в ней и хочу приносить людям счастье не методами угроз.
Я ни одним своим действием не допущу, чтобы мой многострадальный народ раскололся, не позволю вызывать хаос в нашем обществе. И как уместны в нашем положении предупреждения великого философа античности о том, что когда государство перестает отличать умных людей о дурных, то оно погибает. И от себя добавлю к этим великим словам: если и народ перестанет отличать порядочных людей от безнравственных, то тем более его судьба бесперспективна.

 
Сайт создан в системе uCoz